Вот оно: браузер — единственная программа, которая появится на потрясающем дисплее этого ноутбука, стоящего полторы тысячи долларов.
То, что в Google разрабатывают не одну, а две операционные системы, — это не особенно известный факт. В отличие от Android, о Chrome OS многие даже не слышали. Пользователей, которые хотя бы раз сталкивались с этой системой на практике, ещё меньше.
Chrome OS базируется на старой идее, согласно которой в будущем и приложения, и данные полностью переедут в «облако». Для доступа к ним люди станут использовать не обычные компьютеры, а ограниченные тонкие клиенты.
В Google всегда были уверены, что именно так и будет. Когда в 2008 году компания выпустила самую первую версию Chrome, журнал «Компьютерра» писал:
Разработка браузера Google Chrome началась два года назад, но лежащая в его основе идея куда старше, и нынешний исполнительный директор Google Эрик Шмидт стоял у её истоков. Когда в 1995 году основатель Netscape Марк Андриссен обещал, что Windows со временем превратится лишь в прослойку между «железом» и браузером, Шмидт работал в Sun и занимался Java и сетевыми компьютерами. В девяностые годы из этой затеи ничего не вышло, но дело было не столько в происках Microsoft, сколько в том, что для неё ещё не пришло время. Спустя почти 15 лет мы снова вернулись к этой идее. Chrome стал новой попыткой превратить браузер в подобие операционной системы, и его разработчики не скрывают своих амбиций. «Мы рассматриваем проект, скорее, в качестве оконного менеджера со вкладками или оболочки для веба, чем в качестве приложения для просмотра сайтов,» — пишут они в документации для разработчиков.
О существовании Chrome OS, использующей браузер именно в качестве оконного менеджера, стало известно спустя примерно год после этой публикации.
Интерфейс Chrome OS напоминает Windows 7, однако иконки на панели задач — это не ярлыки, которые открывают программы, а всего лишь ссылки на сайты и веб-приложения. Единственная доступная пользователю программа — это сам браузер, и установить что-нибудь другое попросту нельзя.
Для задач, с которыми браузер справляется не лучшим образом, предусмотрены специальные «костыли»: нечто вроде файлового менеджера в миниатюрном окошке, запускающегося, если вставить в ноутбук флэшку, плеер MP3, позволяющий слушать музыку, не обращаясь к интернету, и простенький текстовый редактор для заметок.
Ограничения такого подхода очевидны, но несмотря на них, он всё же не лишён смысла. Существует масса людей, которым возможностей Chrome OS хватит с головой. Autocad, Photoshop или, скажем, Visual Studio нужны далеко не всем, Google Docs во многих случаях позволяет обойтись без MS Office, а у Farmville впятеро больше активных пользователей, чем у World of Warcraft.
Увы, этот аргумент плохо работает в магазине. Платить за ограничения никто не хочет. Если хромбук и обычные ноутбуки стоят одинаково, никто не станет раздумывать, так ли ему нужны Photoshop, MS Office и World of Warcraft. Выбор ясен и без раздумий.
В эту ловушку уже угодила первая волна хромбуков, прошедшая в 2010-2011 годах. Они стоили дороже 500 долларов, и их, разумеется, никто не брал. Череду провалов удалось прервать только в прошлом году, когда появились первые устройства с Chrome OS, которые были существенно дешевле обычных ноутбуков.
Новый хромбук Samsung, стоящий всего 250 долларов, сметают с прилавков американских магазинов быстрее, чем удаётся пополнять запасы. То же самое происходит и с хромбуками Acer, цена которых ещё ниже — всего 200 долларов. Не жалуются на спрос и в HP с Lenovo, недавно присоединившиеся к списку производителей дешёвых хромбуков.
В Acer утверждают, что к концу января на хромбуки приходилось от 5 до 10 процентов поставок компании в Соединённых Штатах. И они, в отличие от ноутбуков с Windows 8, не залёживаются. Их покупают не только обычные потребители, но и корпорации или образовательные учреждения, которых привлекает абсолютная безопасность и простота поддержки Chrome OS.
И что же Google? Вместо того, чтобы присоединиться к этому триумфальному шествию, компания выпускает самый роскошный тонкий клиент в истории (если слово «тонкий» допустимо в отношении браузера, с лёгкостью пожирающего гигабайты памяти) с пугающе безумным сочетанием потрясающих возможностей и не менее потрясающих ограничений.
Это, конечно, метод, но не очень понятно, чего компания пытается им добиться. Разве что смутить покупателей, которые забредут в один из фирменных магазинов, которые хотят открыть в Google. Странностей там будет не меньше, чем в кунсткамере.
Вот такие у нас Экономические новости
|